Luna et Homo

Post annum MMVII
После "Трилогии"




Luna et Homo

Luna et Homo

О том, что лунные фазы влияют на состояние человека, сам я узнал относительно недавно. Инструктор на йоге Трегубенко Ольга в частном разговоре поведала, что до и после полнолуния дает к практике разные асаны, - и несколько позже, уже разобравшись в сути вопроса, проходя в городе мимо какого-то телевизора я узнал, что врачи в полнолуние стараются не делать операций. Казалось бы - бред: если приливы-отливы - явление легко объяснимое (и за Луной по ходу ее движения следует широкий фронт воды), то как человек способен воспринимать эти не являющиеся значимыми факторами среды слабые гравитационные воздействия? Однако прошло время - и в сознании всплыло само: а ведь женские месячные циклы привязаны ни к чему иному, как к "тридцатидённому" (29,53 - если быть более точным) лунному периоду, - и, стало быть, не бред, стало быть, какое-то влияние Луны на физиологию человека, всё-таки, существует. И, поразмыслив, сам пришел к следующему.

Если мы принимаем субъектность вида Homo sapiens - дальше всё становится объяснимо. Субъектное начало в силу своей природы не может не отстраивать себя от предметного мира, - и точно так же, как наш биологический вид отстраивает себя от смены дня и ночи (сон человека привязан именно к суточному периоду), так же он отстраивает себя и от иных существующих дольше него самого циклов внешней среды, в частности, от лунного. И даже если возражать, что сон - условие биологически обязательное, никак не связанное с субъектностью вида (и темное время суток, но отнюдь не Луна определяет восьмичасовой сон человека), то всё равно, спать ночью и бодрствовать днем с точки зрения эволюции вовсе не обязательно: так, к примеру, дельфины поочередно спят то левым, то правым полушариями головного мозга. И тогда остается проблемным лишь положение о субъектности биологического вида - однако этот вопрос больше парадигмальный (а парадигма, как известно, принимается или не принимается ученым сообществом или же отдельными его представителями в зависимости от того, насколько продуктивнее иных парадигм она объясняет мир). И не принимая субъектность в иных, отличных от индивидуального уровнях жизненной организации, мы сталкиваемся с ощутимыми методологическими трудностями в очень многих вопросах. При этом если видовой уровень жизненной организации, как и сказано, наделен статусом субъектности, то не один Homo sapiens должен отстраивать свои физиологические ритмы от лунных циклов, - однако как раз этому подтверждения имеются. Цитируя Д. Неймана, А.П. Дубров пишет [1, с. 38], что «глубина ямки, в которой находится муравьиный лев (Murmeleon obscurus), изменяется с лунно-месячным ритмом», что бабочки-поденки (Povilla adusta) «выходят из куколок и роятся только в полнолуние», и что «в условиях тщательно контролируемого эксперимента был выявлен лунно-месячный ритм чувствительности к свету у пресноводной рыбы Lebistes reticulatus», - причем «количество примеров, - согласно Дуброву, - указывающих на прямое влияние Луны на биоритмику различных видов животных, можно значительно увеличить». И далее остается не объясненным лишь факт "отвязанности" женских циклов от собственно полнолуния, - и думается, объяснение феномену, опять-таки, следует искать в многоуровневой структуре жизненной организации: так, циклическая периодичность индивидуальной способности к зачатию плода может оказываться "подсознательным" биологического вида, заложенным на более глубоком уровне, нежели сознание надындвидуального субъекта, глазами людей воспринимающего небесные светила и отстраивающего от них свою субъектную определенность.

2011, март

  1. Дубров А.П. Лунные ритмы у человека. М., 1990.