De Deo quod non existat

Post annum MMVII
После "Трилогии"




De Deo quod non existat

De Deo quod non existat

Кому-то покажется обидным, кому-то - забавным, но шестое доказательство Канта о существовании Бога вовсе не является таковым. «В мире есть сила, движущая человеком вопреки его биологической природе...» Действительно, сильный ответ материалистическому мировоззрению, предполагающий, что если за феноменом жизни стоит способность материи к самоорганизации, то означенной силы в мире существовать просто не может, - однако ничто не мешает думать, что упомянутая надмирная сила исходит вовсе не от Бога, но лишь от субъекта более высокого порядка, - коим (что едва ли) может оказываться и Бог, а может (что более вероятно) - и социум. Видимо, потому мы и не в силах доказать бытие Бога, не в силах отыскать его, растворенного в природе: Бога (как всесильного всеблагостного существа) нет; потому после декартовского "cogito" можем не сомневаться лишь в одной-единственной истине - существовании себя. В мире есть Субъект, Существование, а понятие Бога изначально избыточно и нерелевантно. Нет, можно вести речь о судьбе как об упорядочивающем мироздание Разуме, можно - о социальной организации жизни, диктующей коллективные представления, нормы культуры и нравственности, можно - о существующем извечно, "сотворившем" нас и развертывающем перед нами феноменальный мир Бытии, - но делать из всего этого коктейль, навешивая на него бирочку с надписью "Бог", едва ли было бы правильным. У верующих людей, впрочем, могут найтись возражения: так, к примеру, двоюродная сестра, иконописец и глубоко верующий человек, утверждает, что испытывает благодать от факта причастия, что благодать испытывают и прочие, неверующие прежде и приведенные ею в храм люди (и откуда бы ей взяться, этой благодати, как не быть ниспосланной от Бога), - однако и здесь всё объяснимо с тех же позиций: незнакомое в миру чувство дарует не Бог, но соприкосновение с верующим в Бога социумом.

2008, ноябрь